Узелки на память

Непроизносимые согласные
1. НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ - это такие согласные, которые пишутся, но не произносятся.
2. Непроизносимыми чаще всего бывают согласные В, Д, Л, Т, С.
3. Непроизносимые согласные чаще встречаются в словах, имеющих сочетания СТН, ЗДН, СТЛ, ВСТВ, НТСК, НДСК и др.
Например, доблеСТНый, поЗДНо, счаСТЛивый, здраВСТВуйте, дилетаНТСКий, голлаНДСКий.
4. Непроизносимые согласные могут находиться в корне слова (чаще это согласные Д, Т, В, Л, С) или в суффиксе (в суффиксе -ОСТ- – Т), в сложном слове - в приставке.
Например, в корне - деТство, соЛнце, маСштаб; в суффиксе - радосТный; в приставке - сумаСшедший.
5. Непроизносимые согласные могут быть непроверяемыми и проверяемыми.
Слова с непроверяемыми непроизносимыми согласными следует запоминать или проверять по словарю.
Например, чуВствовать, сверсТник, маТч, празДник.
Для проверки непроизносимой согласной необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы этот согласный слышался отчётливо.
Например, грусТный - грусТить.
Примечание 1. Не проверяются данным способом слова:
блеснуть (хотя: блесТеть),
плеснуть (хотя: плесК),
склянка (хотя: сТекло),
серчать (хотя: серДиться),
скатёрка (хотя скатерТь),
наперсник (хотя: персТ),
лесТница (хотя: лесенка).
Примечание 2. От слов с непроизносимыми согласными необходимо отличать слова, в которых непроизносимых согласных НЕТ.
Например:
пишутся без Т - вкуСНый, глаСНый, искуСНый, опаСНый, ровеСНик, словеСНость, ужаСНый, лоСниться.
пишутся без В - учАСтвовать, чЕСтвовать, шЕСтвовать, ЯСтва.
Примечание 3. Необходимо также различать слова, сходные по звучанию, но различные по значению и написанию.
Например:
искусный (умелый; умело сделанный) и искуссТвенный (не природный, сделанный наподобие подлинного; притворный, неискренний);
косный (невосприимчивый к новому, отсталый) и косТный (прилагательное от слова "кость");
шествовать (торжественно идти) и шеФствовать (оказывать помощь, от слова "шефы");
яства (изысканная еда) и яВственный (явный).
Запомните также:
инцидент (а не инциНдент)
интригантство (а не интриНганство)
компрометировать (а не компромеНтировать)
констатировать (а не констаНтировать)
прецедент (а не прецеНдент)



Как готовить домашнее задание по чтению
1. Внимательно прочти название произведения, которое перед тобой.
2. Посмотри, кто автор произведения.
3. Внимательно прочитай весь текст.

4. Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.
5. Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.
6. Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.
7. Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.
8. Составь план пересказа текста.
9. Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).
10. Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.
11. Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.
12. Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.
13. Как обсуждать с ребенком прочитанное? Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное. Чем? Что нового он узнал?
14. Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга?
15. Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.


Правила чтения и обращения с книгой

1. Не берите книги грязными руками.
2. Читайте, сидя за удобным столом.
3. Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном 45°.
4. Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой.
5. Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.
6. Не читайте на ходу и при движении транспорта.
7. Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.
8. Храните книги в закрытых полках.


Как надо готовить чтение

1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.
2. Прочитайте несколько раз эти слова.
3. Выясните значение всех непонятных слов по словарю или спросите у взрослых.
4. Прочитайте текст повторно, перескажите его.


Учитесь читать правильно

1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.
2. Старайтесь понять то, о чем читаете.
3. При чтении будьте внимательны к каждому слову.
4. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.
5. Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.


Учитесь читать выразительно

1. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.
2. Старайтесь мысленно представить себе то, о чем читаете.
3. Определите свое (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь при чтении передать его интонацией.
4. Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).
5. Читайте, четко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.
6. Выделяйте голосом важные места.


Памятка к работе над сказкой
1. Как называется сказка? Кто ее сочинил?
2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?
3. Кто в сказке действует? Какие это герои?
4. Какие события описываются в сказке?
5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.
7. Как относится автор сказки (если она авторская) к своим героям?

8. Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?

Памятка к работе над басней

1. Как называется басня? Кто ее автор?
2. Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?
3. Кто действует в басне?
4. Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.
5. Что осуждается в басне?
6. Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?
7. Что должен понять из этой басни читатель?
8. Какое выражение басни стало крылатым?


Памятка к работе над стихотворением

1. Назовите стихотворение и его автора.
2. Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?
3. Перечитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под этими картинками?
4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?
5. Какие чувства выразил поэт в стихотворении?
6. Что вам понравилось в стихотворении?
7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.


Работа над лирическим стихотворением
1. Прочитайте стихотворение.
2. Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?
3. Какие чувства автор выразил в этом стихотворении?
4. Какими образными словами автору удалось передать свои чувства?


Памятка к работе над статьей
1. Запомните, как называется статья и кто ее автор.
2. Прочитайте статью. Какие слова и выражения вы не поняли?
3. О ком или о чем эта статья?
4. О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?
5. Разделите статью на части. Что самое главное в каждой части? Озаглавьте каждую часть? Составьте план.
6. Какова главная мысль всей статьи? Найдите в тексте отрывок или предложение, где автор говорит о самом главном.
7. Что нового вы узнали из прочитанного?
8. Что вы читали об этом раньше?


Памятка к работе над рассказом

1. Как называется рассказ? Кто его написал?
2. Прочитайте рассказ. Выясните, когда происходит действие, которое в нем описывается?
3. Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали?
4. Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?
5. О чем вы думали, читая рассказ?


Выделение главной мысли рассказа

1. Внимательно прочитайте рассказ.
2. Выберите непонятные слова и образные выражения, сами объясните их или задайте вопрос о том, что вам непонятно.
3. Ответьте на вопросы, напечатанные в конце рассказа.
4. Определите главную мысль рассказа.


Составление плана

1. Разделите рассказ на части.
2. Мысленно нарисуйте картину к каждой части.
3. Озаглавьте каждую часть своими словами или словами текста, запишите заголовки.
4. Перескажите прочитанное: близко к тексту; кратко.


Выработка умения пересказывать полно
Задание. Подготовьте подробный пересказ небольшого рассказа.
1. Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать последовательность событий).
2. Наметьте его основные смысловые части (картины).
3. Подберите заголовки к частям (своими словами или словами из текста).
4. Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.
5. Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ.


Выработка умения пересказывать кратко
Задание. Составьте сжатый пересказ по плану.
1. Перечитайте текст.
2. Составьте план (определите части, выделите в них главные предложения, озаглавьте их).
3. Расскажите о главном в каждой части.
4. Перескажите рассказ сжато, используя план, отразите самое главное в нем и главное в каждой части.
5. Проверьте, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская главного. Сравните подробный и сжатый пересказы (если они были ранее составлены).


Выработка умения отвечать на вопрос по прочитанному тексту

Задание. Ответьте на вопросы.
1. Прочитайте вопросы (вопросы даются заранее, чтобы дети целенаправленно читали текст).
2. Прочитайте рассказ (необходимо думать об ответах и отмечать в тексте места, важные для ответа на вопросы).
3. Найдите в тексте ответ на каждый вопрос (вопрос следует отметить галочкой).
4. Проверьте себя: закройте книгу и ответьте (про себя) на все вопросы.


Выработка умения составлять план текста

Задание. Составьте план рассказа.
1. Перечитайте весь рассказ (наметьте для себя его части).
2. Разделите рассказ на части, отметив начало каждого рассказа галочкой (одна часть отличается от другой содержанием).
3. Перечитайте первую часть, выделяя в ней главное (отметьте главные места в тексте и выпишите их в тетрадь).
4. Озаглавьте эту часть (выразите главное в одном предложении и запишите свой заголовок в тетрадь).
5. Эту же работу выполните при чтении следующих частей.
6. Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите рассказ, убедитесь в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).


Выработка умения составлять рассказ о герое (или выборочный рассказ по одной сюжетной линии)

Задание. Составьте рассказ о герое.
1. Перечитайте про себя произведение, отметив галочкой текст, относящийся к данному действующему лицу (событию).
2. Определите, о чем говорится в каждом отрывке.
3. Расположите отрывки по порядку, подумайте, как их можно объединить (поставьте порядковые номера).
4. Продумайте порядок своего рассказа, еще раз перечитав отмеченные отрывки.
5. Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот персонаж.
6. Составьте рассказ про себя.
7. Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное.
8. Расскажите, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом.


Как выучить большое стихотворение

1. Раздели стихотворения на четверостишия или на смысловые отрывки.
2. Выучи первый отрывок.
3. Выучи второй отрывок.
4. Повтори первый и второй отрывки вместе.
5. Выучи третий отрывок.
6. Расскажи наизусть всё стихотворение.
7. Повтори стихотворение ещё раз перед сном.
8. Утром следующего дня повтори стихотворение сначала по учебнику, а потом расскажи наизусть.


Как выучить стихотворение за 2 дняПервый день.
1. Прочитайте стихотворение про себя.
2. Выясните непонятные слова и обороты.
3. Ещё несколько раз прочитайте стихотворение про себя.
4. Прочитай стихотворение вслух.
5. Постарайся понять его настроение, интонацию, ритм.

Второй день.
1. Прочитайте стихотворение про себя.
2. Прочитай стихотворение громко и выразительно.
3. Расскажи по памяти, перед сном расскажи ещё раз.
4. Утром следующего дня повтори стихотворение сначала по учебнику, а потом расскажи наизусть.



Как нужно готовить задание по окружающему миру

1. Вспомни, не открывая учебник, о чём узнал на прошлом уроке:
· · о чём рассказывал учитель;
· · какие ставили опыты;
· · какие рассматривали таблицы, картины, карты.
2. Прочитай в учебнике вопросы к уроку, ответь на них.
3. Подготовься отвечать по теме урока - продумай план ответа;
· расскажи заданное по этому плану;
· старайся не просто рассказать, но доказать свои знания примером из наблюдений, опытов, из своей жизни, из просмотренных передач, прочитанных книг;
· сделай выводы;
· открой учебник, с помощью рисунков, текста и выводов учебника проверь, как ты усвоил материал.
4. Выполни задания учебника.
5. Выполни творческое задание по теме (если оно есть).




Нормативы техники чтения



Пособие для развития грамотного письма



Поём русский алфавит




Учимся решать задачи



Пишу красиво


Составляем двузначные числа


Состав числа


Таблицы по математике





Таблицы по обучению грамоте



Памятка № 1
 
Как научиться правильно списывать.
1. Прочитай слово по слогам так, как оно пишется.
2. Пиши, диктуя себе по слогам.
3. Проверь: читай слово в тетради и это же слово в учебнике.


Памятка № 2
 
Как подготовиться к письму под диктовку.
1. Прочитай весь текст. Спроси у учителя смысл непонятных слов.
2. Прочитай каждое слово и найди в нём буквы, которые нужно проверить или запомнить.
 3. Вспомни правило и объясни, почему так пишется слово. Если нужно, подбери проверочное слово.


  Памятка № 3
 
Как подготовиться к письму по памяти.
1. Прочитай текст. Спроси у учителя смысл непонятных слов.
2.Найди в словах буквы, которые нужно проверить или запомнить.
3. Выучи текст наизусть.
4. Ещё раз внимательно прочитай текст.
5. Закрой книгу и напиши.
6. Проверь: читай слово в тетради и это же слово в учебнике.